Шпионаж в промышленных масштабах: как проекты Kickstarter оказались в зоне риска
Производители поддельной техники вышли на новый уровень. Теперь они «берут» идеи с Kickstarter и выпускают продукт до того, как автор проекта соберет деньги.
Один из тех, кто не успел запустить свой проект — предприниматель из Израиля Йекутиэль Шерман. Он в течение года разрабатывал устройство, которое должно было сделать его богатым — чехол для смартфона, который раскладывается в монопод.
Но через неделю после запуска кампании на Kickstarter в декабре 2015 года предприниматель узнал, что его изобретение уже продается на AliExpress. Множество китайских производителей продавали чехлы-моноподы, полностью идентичные тем, что изобрел Йекутиэль Шерман. Некоторые продавались всего за 10 долларов — намного ниже рассчитанной им розничной цены в 47,41 доллара.
По мнению экспертов, стартапам и зарубежным производителям следует привыкать жить в новой реальности — кто-то в Китае сразу же может скопировать уникальное изобретение. Все, что могут сделать компании и предприниматели — подготовиться к этому. Компании могут принять некоторые юридические меры предосторожности, чтобы снизить риск плагиата. Рекомендуется в качестве первого и главного шага подать заявки на патенты, действительные в США, Китае и в любой другой стране, где планируется наладить продажи.
Предпринимателям также следует заключать «соглашения NNN» с потенциальными китайскими партнерами, прежде чем делиться с ними интеллектуальной собственностью. Такие контракты лишают фабрики-партнеры законной возможности использовать интеллектуальную собственность самостоятельно после ознакомления («запрет использования») и делиться ею с другими компаниями («запрет разглашения»).
Даже с этими мерами предосторожности нет никаких гарантий, что никто не скопирует ваш продукт. Проблема в данном случае не столько в судебной системе, сколько в исполнении постановления суда. Выиграть иск против одной фабрики относительно просто. Но подавать в суд на каждую фабрику и выигрывать — на это потребуется слишком много времени и денег.
В таком положении сейчас оказались Йекутиэль Шерман и его Stikbox. Хотя пока он не подавал ни на кого в суд, по его словам, он тратит примерно 20% своего времени на то, чтобы отследить производителей подделок через гигантскую сеть китайских онлайн-магазинов. Иногда на поиск одной фабрики может уйти до пяти дней. Предприниматель оценивает свои потери из-за плагиата в «сотни тысяч» долларов потенциальных доходов.