Планировка магазина Apple не воспрещается для регистрации согласно правилам Европейского Суда

Европейский Суд вынес решение по делу С-421-13 между компанией Apple и Немецким Патентным Бюро, которое подтвердило, что те же самые критерии возможности регистрации распространяются на все виды торговых марок.

В 2010 году компания Apple зарегистрировала трехмерную торговую марку, изображенную ниже, в Соединенных Штатах. Знак состоял из образа фирменных магазинов, созданного с помощью разноцветного дизайна. Эта торговая марка была зарегистрирована для «розничных услуг по продаже компьютеров, программного обеспечения, компьютерной периферии, мобильных телефонов, бытовой электроники и сопутствующих аксессуаров и демонстрации продуктов относящихся к ним».

apple_store

В Apple впоследствии захотели расширить эту торговую марку на международном уровне. В 2013 году, в её расширении на территории Германии было отказано Немецким Патентным Бюро (DPMA) на том основании, что изображение пространства, созданного для реализации товаров данного предприятия, является лишь изображением реального объекта, а также потому, что потребители не смогут связать его с товарами и услугами компании.

Apple обратился в Федеральный Патентный Суд, который, в свою очередь, делал запрос в Европейский суд, может ли изображение магазина розничной продажи, по одной только конструкции, без указания размера или пропорций, быть зарегистрировано в качестве знака для товаров и услуг.

Европейский суд подтвердил то что, чтобы считаться торговой маркой, заявленное обозначение должно, в соответствии с Директивой о торговой марке, удовлетворять трём условиям. Оно должно (1) представлять собой символ, (2) иметь возможность графического представления и (3) обладать различительными способностями для «товаров» или «услуг» одного предприятия от других предприятий. На основе этого, изображения, подобные тому, которое представила компания Apple, на котором изображен макет магазина с помощью сочетания линий, кривых и фигур, могут представлять собой торговую марку, если они способны отличать товары или услуги одного предприятия от других предприятий.

Тем не менее, тот факт, что знак, как правило, может являться торговой маркой, не означает, что знак обязательно обладает отличительной способностью: это должно быть оценено на практике со ссылкой на товары или услуги, о которых идет речь, и на восприятие соответствующей публики. Компетентный орган должен также определить, обладает ли знак описательными характеристиками для соответствующих товаров или услуг, и не приводит ли это к возникновению других оснований для отказа в регистрации, изложенных в директиве.

Европейский Суд посчитал, что если ни одна из причин для отказа в регистрации, заложенных в Директиве, не нарушает пунктов Директивы, то знак, представляющий собой образ фирменных магазинов, может быть законно зарегистрирован не только для товаров, но также и для услуг.

Соответственно, изображение макета розничного магазина, по одной только конструкции, без указания размера или пропорций, может быть зарегистрировано в качестве торговой марки для услуг, которые, хотя и относятся к товарам, но не являются неотъемлемой частью предложения для продажи, при условии, что это изображение обладает отличительными способностями для услуг заявителя и не противоречит основаниям для регистрации.